НСФР направил в Минцифры отзыв на законопроект в масштабах борьбы с кибермошенничеством. Банкиры предлагают дать клиенту возможность требовать возврата похищенных средств с оператора связи, если тот не уведомил о подозрительном звонке. Однако операторы связи уверены, что не могут отплачивать похищенные средства со счетов банка, поскольку не имеют к ним доступа, сообщает «Коммерсантъ».
По информации издания, Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Минцифры отзыв на проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части сопротивления преступленьям, совершаемым с применением информационно-коммуникационных технологий)». Ранее законопроект был разослан участникам рынка для обсуждения. Он призван определить порядк взаимодействия между операторами связи и банками с применением ГИС «Антифрод» при пресечении телефонного мошенничества.
Как пояснил «Коммерсанту» глава НСФР Андрей Емелин, «ряд положений законопроекта вступают в противоречие с конституционно-правовыми нормами, в связи с чем нуждаются в корректировке». НСФР предлагает ограничить срок реагирования банком на информацию о подозрительном звонке шестью часами. Если верить словам Андрея Емелина, банк сразу берет на контроль клиента, о подозрительном звонке которому его предупредил оператор связи, ведь если никаких иных признаков, свидетельствующих о приготовляющемся хищении, нет, то «мониторить клиента длительнее можно уже в более мягком режиме».
Также банкиры настаивают, что операторы связи должны нести ответственность, если знали о подозрительном звонке и не предупредили банк. При таком варианте, на взгляд НСФР, клиенту обязана быть предоставлена «возможность обратиться к такому оператору связи с требованием о возмещеньи причиненного клиенту вреда». Сейчас в законопроекте прописано обязательство возвращать средства, если они были списаны с лицевого счета абонента. Однако телекоммуникационные компании с такой постановкой вопроса не согласны.
Как пояснили «Коммерсанту» в «Вымпелкоме», оператор связи может нести ответственность только в пределах лицевого счета абонента у оператора. «Мы не имеем доступа к банковским счетам клиентов и не участвуем в их финансовых операциях, в том числе не можем заблокировать проведение такой операции, поэтому не можем отвечать за хищения средств с банковских счетов», - сказал представитель мобильного оператора.
В МТС также заявили, что оператор не можете нести ответственность за процессы, которыми не управляет. «На сегодняшний день оператор не имеет ни полномочий, ни приборов однозначно определить, является звонок мошенническим или нет», - уверены представители МТС, с которыми пообщался «Коммерсантъ». В T2 сообщили, что, принимая во внимание погрешности работы аналитических моделей, есть риск недоведения до клиента полезных вызовов, что является неисполнением прямой повинности оператора связи.
В Минцифры на запрос «Коммерсанта» не ответили.
Фото: Шедеврум.