Депутат Госдумы Сергей Боярский призвал активнее разрабатывать и внедрять приборы защиты голоса и изображения человека, чтобы защитить граждан от дипфейков. «Телеспутник» узнал у юриста, на что сегодня может вести счет гражданин и бизнес, если напротив него было совершено преступленье с использованием дипфейка.
О необходимости активнее заниматься разработкой соответствующих ограничительных мер глава комитета Госдумы по данным и связи Боярский заявил на пленарном заседании национального форума по информбезопасности «Инфофорум-2025».
Парламентарий отметил, что в за последний месяц крупные компании и предприятия удачно справляются с обеспечением своей информационной безопасности, вследствие чего «недопустимых событий не произошло».
«Но, как показывает практика, у любого человека своя граница недопустимых событий и надо признать, что миллионы людей столкнулись с недопустимыми событиями в их судьбах за прошедшие годы. Я, конечно, говорю о беспрецедентном количестве преступлений, совершённых за счет цифровых технологий», - пояснил Боярский.
Дипфейк - это синтезированное с подачи нейронных сетей изображение или голос человека. Чаще всего он создаётся для мошенничества, обмана или шантажа жертвы. Инициативы о запрете маркировке и борьбе с аналогичным явлением в России звучали ещё несколько лет назад.
В начале января 2023 года депутат Госдумы Антон Горелкин заявил, что к финалу года в стране может явиться маркировка дипфейков. Вновь о необходимости борьбы с синтезированными изображениями заговорили в 2024 году. Тем временем другой депутат - Ярослав Нилов - инициировал законопроект, согласно которому использование дипфейка с уголовным умыслом предполагал бы крупный штраф или лишение свободы.
На настоящее время использование дипфейков в России не регламентировано. По версии юриста Санкт-Петербургского адвокатского бюро «Гуцу, Жуковский и партнеры» Павла Сёмина, если оглядывать дипфейки как средство совершения правонарушений (мошенничества, кражи или шантажа), то сейчас нет конкретных ограничений для уголовной ответственности лиц, которые совершают преступленья с подачи данной технологии.
«Это в большей степени технический вопрос - выявление и фиксирование факта использования дипфейка для совершения преступления. Регулирование таких вопросов редко осуществляется на законодательном уровне, как правило, это решается путем обобщения практики», - объяснил юрист редактору «Телеспутника».
Фото: Freepik